Цель мероприятия:
воспитание у обучающихся любви и уважения к русскому языку через обогащение сведениями из области фразеологии, что способствует расширению кругозора учащихся, развитию их логического мышления.
Задачи мероприятия:
прививать интерес и уважение к родному языку;
формировать у детей богатую, выразительную устную и письменную речь;
учить ребят самостоятельно пользоваться различными словарями.
Форма организации деятельности детей: коллективная (массовая) – данную методическую разработку можно использовать во внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5 класса на итоговом занятии, посвящённом теме «Фразеология», на которую всего отводится 3 часа. Кроме этого, данный материал можно использовать на школьном вечере либо на часе общения, посвящённом Дню родного языка, который можно провести в качестве заключительного мероприятия декады русского языка.
Оборудование: выставка различных словарей и детских энциклопедий;
рисунки учащихся, на которых изображены различные ситуации, отображающие фразеологизмы в шуточной форме;
плакаты с высказываниями о красоте и богатстве русского языка;
карточки с названиями станций, городов и деревень страны Фразеологии;
карточки с заданиями по фразеологии.
Ход мероприятия:
Учитель или ведущий (ая) №1:
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать сегодня в этом зале любителей русского языка!
А начать нашу встречу мы хотим с загадки:
Всегда он показать готов,
Как без ошибок написать
Слова из разных языков
И их значенье подсказать!?
Речь идет о книге. Дети, как вы думаете, о какой книге идет речь в этой загадке?
(О словаре).
Ведущий (ая) №2:
Верно, о словаре. Мы неслучайно начали нашу беседу с загадки о словаре, потому что словарь-это старая, мудрая книга, которая расскажет нам и о том, что обозначает то или иное слово, и как оно пишется, и как произносится. То, что принято считать первым настоящим словарем, датируется 1552 годом, он вышел в свет на английском языке. В современном мире очень много различных словарей. Самый массовый словарь в нашей стране в данное время --"Словарь русского языка"Ожегова, первое издание которого вышло в 1949 году, до сих пор переиздается, перерабатывается и дополняется; он насчитывает около 70 тысяч слов. А "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля, созданный в 19 веке, до сих пор остается самым большим словарем, в нем содержится свыше 200 тысяч слов, причем не только слов литературного языка, но и народных диалектов. Это была полезная информация для вас, ребята. А теперь ответьте на вопрос: какие ещё словари, кроме толкового, вы знаете?
(Этимологические, орфографические, орфоэпические, словари иностранных, устаревших слов, словари антонимов, синонимов, фразеологизмов).
Ведущий №1:
Правильно, и сегодня мы с вами обратим особое внимание на словарь фразеологизмов, подробнее остановимся на крылатых выражениях, по-другому, фразеологических оборотах и совершим замечательное заочное путешествие в загадочную страну Фразеологию, выбрав удобный вид транспорта, посетив несколько удивительных станций, городов, посёлков и островов и выполнив ряд интересных заданий! Победит тот участник путешествия, который наберёт наибольшее количество бонусов – фишек. (За каждый правильный ответ – одна фишка). Итак, отправляемся в путь по вашим подсказкам на карете, на автобусе либо на другом колёсном транспорте, только палки в колёса не ставим. Договорились? Желаем всем счастливого путешествия! А начнём мы его с напоминания о том, что фразеология – это наука о фразеологических оборотах или фразеологизмах. Ребята, дайте определение: что такое фразеологизм?
(Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов в русском языке).
Совершенно верно. Фразеологизм – это устойчивое выражение, языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами.
Ведущий №2:
И сейчас мы с вами в этом убедимся, потому что мы прибыли на первую станцию «Отгадай – ка» для выполнения первого задания по фразеологии.
Первое задание:
отгадайте, о ком или о чем идет речь?
1.Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, иногда некоторые советуют на нём что – либо зарубить (Нос).
2.Они - не цветы, а вянут, не ладоши, а ими иногда хлопают, не белье, но чрезмерно доверчивые люди их развешивают, а некоторые иногда пытаются на них навешать лапшу. (Уши).
3.Они могут бегать, разбегаться, слипаться, быть на мокром месте, а то вдруг внезапно полезть на лоб, оказаться на затылке. Ими можно вращать, пожирать, провожать. Их можно проглядеть, главное--их не выплакать. (Глаза).
4. . Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; держат за зубами, иногда прикусывают, иногда за него тянут или дёргают, заставляя высказаться, он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко, а ещё он бывает без костей. (Язык).
5.Её ломают, когда не решается трудная задача, иногда её теряют, некоторым советуют вбить в неё или, наоборот, выкинуть из неё что - либо, некоторым жаждут её намылить, у некоторых в ней бывает каша, а некоторые несутся сломя её. (Голова).
Приведите примеры фразеологизмов со словами: нос, уши, глаза, язык, голова, зубы, руки, ноги. (Водить за нос; уши вянут; не верю своим глазам; держать язык за зубами; выкинуть из головы; быть под рукой; одна нога здесь, другая там).
Молодцы! Прекрасно справились с головоломками, путешествуем дальше! |