Формы
и методы обучения на рабочем месте в школе:
1.
Делегирование
- передача подчиненному нового круга задач с полномочиями самостоятельного
принятия решений. Обучение подчиненных в ходе выполнения делегированной работы
2.
Ротация
- перевод работника на новое место или должность с целью получения им дополнительной
профессиональной квалификации
3.
Работа по инструкции,
памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности
4.
Обучение в группе
- обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников
за счет общения, выполнения групповых поручений.
5.
Педагогические мастерские - обучение в процессе совместной разработки
образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и
программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей
6.
Обучение на собственных открытых уроках - обучение в процессе подготовки
урока по новому стандарту вместе с
консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими
урок специалистами
7. Супервизии- мероприятия, проведенные
учителем для коллег или описанные им проблемные ситуации, которые
рассматриваются и анализируются совместно
с опытными коллегами, благодаря чему учитель получает объективную информацию для более полного и объективного видения своей
собственной деятельности.
8.
Самоанализ и самооценка - обучении в процессе анализа и оценки своей
деятельности по разработанным критериям; проводится примерно за неделю-две до
экспертной оценки
9.
Участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в
составе методического объединения, педсовета и др. органов.
Формы
и методы обучения вне рабочего места
1.
Копирование, стажировка - работник прикрепляется к более компетентному
специалисту и учится работать, копируя действия этого человека
2.
Обучение в процессе контроля руководителя школы - обучение в
процессе совместного анализа и выработки корректирующего решений наблюдаемой
руководителем деятельности
3.
Экспертиза и контроль равного равным - обучение в процессе экспертизы и
оценки работы другого сотрудника равного по статусу
4.
Круглые и дискуссионные столы по проблемам - обучение в ходе организуемых
дискуссий по проблемам введения ФГОС: самостоятельных выступлений и
выслушивания различных альтернативных точек зрения
5.
Проблемно-деловые игры - обучение в ходе решения актуальной проблемы введения
ФГОС в процессе специально
организованной игровой деятельности
6.
Ролевые игры
- обучение с помощью моделирования ролевого поведения: постановка обучаемого на
чье-либо место с целью приобретения в ходе проигрывания его роли опыта требуемого
поведения или деятельности
7.
Рефлексивно-ролевые игры - обучение в ходе ролевой игры с помощью переоценки
(рефлексии) чьего-либо или собственного опыта деятельности по совместно
разработанным критериям его эффективности
8.
Тренинги умелой деятельности - обучение в группе в процессе специально
организованных упражнений, закрепляющих вырабатываемые умения, например, по
общению, ведению дискуссий и т.д.
9.
Уроки-панорамы
- обучение в качестве участника урока, который ведет коллега, а также в
качестве участвующего в его последующем обсуждении
10.
Лекции
- обучение с помощью вербальных (словесных) средств передачи профессиональных
знаний преподавателем
11.
Семинары
- обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации,
полученной в лекции или самостоятельно
12.
Моделирование
- проигрывание производственных и педагогических ситуаций с помощью разработки
их моделей, воспроизводящих реальные условия работы
13.
Анализ ситуаций
- моделирование и анализ типичных педагогических ситуаций и способов их решения
14.
Педагогические чтения
- обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников школы
15.
Коллективные обсуждения прочитанных книг - обучение в процессе чтения, анализа
литературы и участия в ее обсуждении
16.
Аукционы педагогических идей - представление наиболее эффективных
педагогических технологий коллегам, их экспертиза и предложение для освоения.
Обучение в процессе разработки, представления эффективных технологий, а также
их экспертной оценки
17.
Педагогические ринги
- защита своего собственного альтернативного другому взгляда на решение
педагогической проблемы; обучение в ходе защиты собственной точки зрения
18.
Просмотр видеофильмов отснятых уроков - обучение в процессе распознавания и
анализа уведенного
19.
Групповые и индивидуальные консультации - получение информации по конкретному
вопросу у специалиста
20.
Открытые уроки и другие мероприятия - обучение в процессе просмотра и
анализа посещенного открытого мероприятия
21.
Мастер-классы и авторские мастерские - обучение под руководством опытного
педагога, ведущего мастерские
В
процессе обучения решается комплекс задач:
Проблематизация прежней педагогической деятельности
Мотивация
на внесение изменений
Передача
знаний о ФГОС
Формирование
умений работать по новому ФГОС на
практике
Формирование
умений разработать недостающие
дидактические средства
Обучение
ведению апробации новых дидактических средств
Обучение
оценке планируемых результатов введения
ФГОС |