Персональный сайт
Лютина Ирина Юрьевна
Приветствую Вас Гость | RSS
Основное меню
Форма входа
Статистика

Психофизиологические особенности младшего школьника.

Родительское собрание на тему:

«О возрастных психофизиологических особенностях младшего школьника», 1 класс. 

1. Представление учителя.

2. Поздравление родителей.

Уважаемые родители, поздравляю вас с началом первого в жизни ваших детей учебного года. Желаю, чтобы он был успешным, вам большого терпения, выдержки, самообладания, доброжелательности к детям, чтобы все проблемы мы решали сообща и чтобы постепенно становились большой и дружной семьей. Здоровья вам и вашим детям, большого семейного счастья.

Теперь мы с вами одна семья на долгие годы. Посмотрите друг на друга, познакомьтесь с соседями. Ваши дети будут дружить между собой, вы должны лучше узнать товарищей своего ребенка (родители могут представиться).

3. Основная часть.

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет ребенок учиться в дальнейшем. Первый класс – это серьезное испытание, как для вашего ребенка, так и для родителей. Вы с первых дней должны понять, что учеба – это серьезный труд, требующий значительного эмоционального, интеллектуального и физического напряжения.

Наиболее сложный период – начало школы. Приспособление к школе длится 1,5 месяца. Обучение в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. Поэтому родители должны знать и учитывать психофизические особенности младших школьников для сохранения благоприятной динамики работоспособности ребенка. Иногда родители предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Поэтому первая тема нашего собрания – «О возрастных психофизических особенностях младших школьников».

Младший школьный возраст – период от 7 до 10 лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении в противоречивых сочетаниях. Как любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.

Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание необходимо направлять на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Возрастной интервал от 7 до 10 лет объединяет учащихся начальной школы. В это время скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если во время полоростового скачка ребенок вырастает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7 – 10 лет – лишь на 2 – 3 см в год. Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребенка расходует от 1000 до 3000 кКал. На индивидуальных обменных процессах базируются рациональные нормы питания. Именно в этом возрасте начинает отчетливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергией не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создает дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно – сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета. Следует знать, что на возраст 8 – 9 лет приходятся важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых продуктов, их приготовлении приводят к  хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

В 6 – 7 лет идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Идет формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета еще не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятия физкультурой и спортом.

Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития. Вот почему необходимо родителям, учителям следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой – это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условий его дальнейшей работоспособности.

Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы. На возраст 7 – 9 лет приходится максимум игровой активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.

Сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества. У детей младшего школьного возраста не закончено формирование костей грудной клетки. Если ребенок не следит за положением своего тела, то это может привести к нарушению осанки. Цель проходит мимо, когда ребенок сидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.

Задачи учителей и родителей:

·        следить за соразмерностью мебели

·        следить за весом ранца

·        наблюдать за осанкой детей

·        наблюдать за двигательной активностью

У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным, размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими движениями, требующими точности.

Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9 – 11 годам, а запястья – к 10 – 12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.

При выполнении графических заданий важно следить:

·        за правильным положением тетради

·  за положением ручки (учиться правильно держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть расслаблены)

·        важна не быстрота выполнения заданий и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения

·        за продолжительностью работы, норма 3 – 5 минут, затем отдых, переключение

Необходимо помнить:

·        не следует перегружать ребенка письменными заданиями (родители часто переусердствуют)

· желание переписать плохо выполненное задание не улучшает результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность

·     следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание, штрихование – развитие мускульной памяти).

У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности.

Вес головного мозга заметно увеличивается после 7 лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и сложных функций психической деятельности человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.

Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению очень велика – отсюда непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального соотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к 7 годам их общий баланс соответствует новым школьным требованиям к дисциплине, усидчивости, выдержке.

Часто родители жалуются, что занятия – сплошное мучение, что дети очень невнимательны, не могут работать без отвлечений. Несовершенство внимания – естественная возрастная особенность младшего школьника.

У первоклассников – незрелость внимания. Невелик его объем. Ребенок может или слушать, приостанавливая работу, или наоборот. К 3-му классу механизмы внимания достигают зрелости, возрастает объем внимания, его устойчивость, прогрессирует распределение внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности, здесь важно влияние учителя.

У младших школьников развито непроизвольное внимание. Дети обращают внимание лишь на то, что им интересно, что привлекает яркостью и необычностью. Способность поддерживать внимание к абстрактным, отвлеченным вещам формируется к 9 – 10 годам. Это вы должны знать. Если хотите чему-либо научить ребенка, создайте ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для ребенка. Простейший вариант – похвала за старание выполнить задание взрослого или удивление, что все выполнено замечательно. Можно ввести элемент игры, соревновательность.

Часто родители замечают, что через 10 минут серьезного занятия ребенок переходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замечаниями отвлекаемость детей не одолеть. И если вы хотите чему-либо научить ребенка, необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную.

Запомните важную мысль: внимание поддерживается интересом.

Формирование механизмов произвольного внимания сказывается на возможностях запоминания материала. В 9 -10 лет увеличивается объем памяти. На этом этапе обучения нужно приучить ребенка к самостоятельному творческому действию, соответствующему познавательным потребностям. 9-10-летние дети могут многое воспринять, многому научиться, овладеть навыками и знаниями, что предотвращает трудности дальнейшей учебы.

Подготовка к школе и успехи взаимосвязаны. Чем больше родители уделяют внимания детям, тем выше уровень их родительских притязаний: тем больше надежд, желания успеха, только успеха. Но, к сожалению, желания родителей не столь часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда на малыша возлагали столько надежд, а он их не оправдал, и неудачи идут одна за другой. А причины этих неудач могут быть не в уровне интеллектуального развития, а в возрастных особенностях, в резервах его организма, в состоянии здоровья.

Поэтому первые неудачи ребенка, помноженные на непонимание и нетерпение взрослых, могут отбить у малыша желание учиться. Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с вашей стороны должна быть поддержка и терпение. Не должно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации, это ребячья боль от непонимания и обиды.

Советы:

·        если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него уже есть

·        пусть у вас никогда не опускаются руки, вы должны верить в своего ребенка

·        помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:

- не понимают, что от них хотят

- понимают, но не получается

- кое-что получается

- получается все лучше и лучше

 

4. Заполнение анкеты

 

1. ФИО родителей ученика (заменяющих лиц)

Отец…………………………………………………………………

Мать…………………………………………………………………

2. Состав семьи (нужное подчеркнуть)

Полная семья (родители, дети, родители родителей)

Неполная семья (один из родителей не живет в семье)

3. Количественный состав семьи:………………………………...

В том числе детей:…………………………………………………

4. Кем и где работают взрослые члены семьи:

………………………………………………………………………

………………………………………………………………………

………………………………………………………………………

5. Любимые занятия:

Отца:………………………………………………………………..

Матери:…………………………………………………………….

6. Средняя сумма дохода на каждого члена семьи

(по желанию)………………………………………………………

7. Жилищные условия ……………………………………………

Имеет ли ученик постоянное место для занятий, игр…………..

8. Адрес проживания……………………………………………...

Телефоны…..………………………………………………………

9. Семейные праздники и традиции……………………………..

………………………………………………………………………

………………………………………………………………………

 

Родительское собрание №2 по теме: "Режим дня".

 

Первый год учебы в школе – самый трудный. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему нужно приспособиться, привыкнуть.

Чтобы усидеть 40 минут урока, нужна особая тренированность, а её пока не хватает. Ограничение в движении первоклассники переносят особенно тяжело. На протяжении всего урока требуется от учеников внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна.  И писать, рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще полностью не развиты. К этим трудностям, объединяющимся в особенности физиологического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы.

Чтобы организм ребенка справился с предъявленной нагрузкой, чтобы обучение шло успешно, а не в ущерб здоровью необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня. Другими словами, строго выполнять режим дня. Поэтому тема нашего родительского собрания «Режим дня».

Режим дня для детей – это распорядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию детей, укрепляет их здоровье и в тоже время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.

Режим дня строится с учетом анатомо - физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены.

Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы – это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности.

Начиная с 7-летнего возраста, основным видом деятельности становятся учебные задания. Работы видных ученых показали, что учебные занятия в школе для учащихся 7-10 лет необходимо ограничить 4 уроками. Каждые 40 минут учебной работы чередуются с перерывом-отдыхом (что есть у нас в школе). Между учебными занятиями и приготовлением уроков предусматривается 2-3 часовой перерыв, значительную часть которого дети должны проводить на свежем воздухе.

 Вот как должен строиться день ребенка-первоклассника

 

Поскольку занятия начинается у нас в 8.00, ребенок должен вставать не позднее 6ч.40мин. До завтрака нужно застелить постель (а это ребенок должен делать сам, а не родители), сделать гимнастику; умыться, причесаться, а детям этого возраста свойственна медлительность.

На гимнастику нужно обратить особое внимание. Она помогает преодолеть сонливость, почувствовать  себя бодрее. Наблюдения показывают, что дети, которые по утрам не выполняют физических упражнений, на первых уроках менее активны, медленнее включаются в общий ритм занятий.

С 7.00 до 7.20 – завтрак. 20 минут достаточно, чтобы школьник успел не только поесть, но и вымыть после еды свою посуду.

На дорогу в школу оставьте столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Когда ребенок спешит, боясь опоздать к началу занятий, то, заняв свое место за партой, он расслабляется и не может быстро включиться в работу. Если школа близко, желательно, чтобы до начала занятий ребенок побывал на свежем воздухе.

С того времени, когда у первоклассника кончаются занятия, ребенок, если не посещает группу продленного дня, снова попадает под родительскую опеку.

Детям ослабленным, легко и быстро утомляемым, рекомендуется час послеобеденного сна; детям, здоровым и крепким – прогулка и игры на свежем воздухе. Вообще ежедневная продолжительность пребывания на свежем воздухе, учитывая время на дорогу в школу и обратно домой, должна быть не менее 3,5 ч. Если ребенок спит, он идет на прогулку после сна. Желательно, чтобы прогулка была насыщена движениями. Пусть это будут игры с мячом, со скакалкой, а зимой – катание  на санках и коньках.

Время внеклассных, внешкольных свободных занятий должно соотноситься с количеством уроков и длительностью приготовления домашних заданий. В связи с этим на свободные занятия режимом дня предусматривается у детей 7-летнего возраста от часа времени до двух.

Самое лучшее время для приготовления домашних заданий с 16 часов. Раньше начинать нецелесообразно: физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток мозга понижается, поэтому падает работоспособность, повышается она снова к 16 часам.

С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и то же время.

Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строгого постоянного контроля.

Старайтесь воспитывать у ребенка умение работать не только хорошо, но и быстро: первоклассник должен тратить на приготовление уроков не больше часа. Чтобы он меньше уставал, предложите ему чередовать выполнение письменных работ и устных заданий.

Оставшееся время лучше всего использовать для второй прогулки, а также для занятий музыкой и чтением.

У учащихся младшего школьного возраста до 2-х с половиной часов (в течение всего дня) выделяется на самообслуживание (утренний и вечерний туалет, утренняя гимнастика, поддержание чистоты одежды и обуви) и на четырех-пятикратные приемы пищи.

 

Последний прием пищи должен предусматриваться за час-полтора до сна. Ужин должен быть не позднее 19.00. Продолжительность его 30 минут, а после него и до сна – так называемое свободное время. Пусть этот час ребенок проведет, как ему хочется: займется игрушками, играет с другими детьми, но только не в шумные и подвижные игры. Совершенно исключается в вечернее время телевизор. И вообще дети младшего возраста должны смотреть передачи только те, которые соответствуют их возрасту. Они обычно идут под рубрикой «Экран – детям», и время их обычно не бывает после 18.30.

Спать нужно ложиться не позднее 21.00.

Следите за тем, чтобы перед сном ребенок почистил зубы, умылся, вымыл ноги. И не забудьте обязательно проветрить комнату.

 

Глубочайший ночной сон, продолжительность которого определена для детей 7-летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в более длительном, в частности дневном сне.

В каникулы и выходные дни, основные элементы режима дня должны оставаться такие же, как и в учебные дни – максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе.

Режим дня (примерный вариант):

6.40 – подъем.

6.40 – 7.00  самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.

7.00  –  7.20 – завтрак.

7.20  – 7.30 – одевание, причесывание.

7.30 – 7.45  – дорога в школу.

8.00 – 12.30 (13.00) – занятия в школе.

13.00 – 14.30 – обед, отдых, помощь дома по хозяйству.

14.30 – 16.00 – игры на воздухе.

16.00 – 17.00 – приготовление уроков.

17.00 – 19.00 – свободные занятия (по выбору детей).

19.00 – ужин.

19.00 – 20.30 – свободное время.

20.30 – 21.00 – подготовка к сну (личная гигиена).

Анкета для родителей.

 

1.     Часто ли болеет ваш ребенок?

2.     Причины болезни:

А) недостаточное физическое воспитание ребенка в школе;

Б) недостаточное физическое воспитание ребенка в семье;

В) наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка (да, нет, частично)?

4. На что, на ваш взгляд, должна семья и школа обращать внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка:

А) соблюдение режима;

Б) рациональное питание;

В) полноценный сон;

Г) достаточное пребывание на свежем воздухе;

Д) здоровую гигиеническую среду;

Е) благоприятную психологическую атмосферу;

Ж) наличие спортивных и детских площадок;

З) физкультурные занятия;

И) закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемы для вашего  ребенка?

А) облегченная форма одежды на прогулке;

Б) облегчение одежда в классе;

В) обливание ног водой контрастной температуры;

Г) хождение босиком;

Д) систематическое проветривание класса;

Е) прогулка в любую погоду;

Ж) полоскание горла водой комнатной температуры;

З) умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

6. Знаете ли вы, как укрепить здоровье ребенка дома (да, нет, частично)?

7. Нужна ли Вам помощь школы (да, нет, частично)?

8.Можете ли Вы назвать продукты питания, небезопасные для Вашего ребенка?

9.Какие культурно-познавательные учреждения Вы с ребенком посетили? Ваши пожелания: какие места Вы хотели бы, чтобы дети посетили классом?

Заключительные слова классного руководителя: 

-    Уважаемые родители! Я благодарю Вас, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Если у Вас есть вопросы, прошу их задавать или решать в индивидуальном порядке: в любое удобное для Вас время. 

 

Поиск