Персональный сайт
Лютина Ирина Юрьевна
Приветствую Вас Гость | RSS
Основное меню
Категории раздела
Методическая копилка [18]
Мои статьи [14]
Программа: "Здоровье. Здоровый образ жизни" [2]
Педсовет [1]
Эссе - размышление: "Я - учитель". Статья: "Миссия педагога: сеять разумное, доброе, вечное!".
Воспитание [8]
Форма входа
Статистика
Главная » Статьи » Воспитание

Воспитание нравственных качеств личности на примере анализа стихотворения Н.А.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”

      Максим Горький говорил: “Любите книгу - она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самого себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку”. Нельзя более точно сформулировать значимость чтения, в процессе которого меняются мысли, взгляды, отношение ребенка к происходящим событиям. Читая рассказ о брошенном котенке, который мерзнет на улице и пищит от холода, дети сочувствуют ему, жалеют, хотят помочь. Это и есть воспитание  нравственности через милосердие, сострадание. Соприкосновение маленького человека с литературным творчеством разных писателей дает возможность эмоционального переживания нравственных ценностей, выраженных в художественных образах.

Возникает вопрос: - Как учителю организовать образовательное пространство, чтобы уроки проходили интересно, содержательно, а дети, с желанием включались в мир художественного искусства? Какие приемы, методы, технологии помогут в работе для воспитания юного читателя, формирования культуры и эмоционально-эстетической сферы учащихся?

Для активного вовлечения учащихся в деятельность в начале урока, я использую прием «яркое пятно» (интересный материал), прием «актуальность» (значимая для учащихся тема), сюрприз, «живые картинки», ролевые игры.

Проблемно-диалогическое обучение – это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Рассмотрим применение образовательных технологий при знакомстве со стихотворением Н.А. Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.

Чтение учащихся происходит смысловыми частями с обязательными вопросами, ведущими к размышлению:

- Чем Мазай занимается целый день? (“Дня не проводит Мазай без охоты.”)

- Как называют людей, которые любят охотиться? Много ли зверей, птиц убивал Мазай? Как такого человека можно назвать? (убийцей, жестоким, злодеем)

На следующих этапах чтения дети знакомятся, как дед в половодье подбирал зайчишек, чтобы спасти их от неминуемой гибели. На вопрос:

- Вы назвали Мазая убийцей, злодеем, так ли это? Докажите текстом.

В процессе литературно-исследовательской работы учащиеся говорят, что дед Мазай - добрый, отзывчивый человек, гуманист, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

Использование технологии  продуктивного чтения. Знакомство с жизнью и деятельностью Николая Алексеевича Некрасова. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками послужило основанием узнать, что поэт “любил народ, родину, служил им сердцем и душой”. Пример безграничной любви к родине, к своему Отечеству послужило для детей примером гражданина-патриота, стремлением стать справедливым, благородным, добросовестным.

Включение творческих заданий, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Эффективной педагогической технологией для воспитания нравственных норм, культуры поведения  является обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).Группы могут образовываться добровольно - по личному выбору каждого, творческим способом - по одинаковому цвету жетона, по выбору учителя. Каждая группа получает задание.

1 группа. - Найдите и выпишите слова, эпитеты о зайцах. Какой можно сделать вывод? Запишите свой рассказ с выписанными эпитетами.

2 группа. - Найдите и выпишите слова, выражения о деде Мазае. Какой можно сделать вывод? Запишите свой рассказ с выписанными словами, речевыми оборотами.

3 группа.- Найдите и выпишите описание природы. Составьте и запишите свой рассказ о природе.

4 группа. Найдите интересный отрывок из стихотворения. Инсценируйте его. Задействуйте всех членов группы.

Технологии, побуждающие к самостоятельной работе, к осознанному выбору, к формированию общественных ценностей и приоритетов, служат хорошим звеном к приобщению учащихся к литературным ценностям.

 

Категория: Воспитание | Добавил: MasterDiabloII (12.03.2017)
Просмотров: 658 | Рейтинг: 5.0/6
Поиск