Персональный сайт
Лютина Ирина Юрьевна
Приветствую Вас Гость | RSS
Основное меню
Категории раздела
Методическая копилка [18]
Мои статьи [14]
Программа: "Здоровье. Здоровый образ жизни" [2]
Педсовет [1]
Эссе - размышление: "Я - учитель". Статья: "Миссия педагога: сеять разумное, доброе, вечное!".
Воспитание [8]
Форма входа
Статистика
Главная » Статьи » Воспитание

Роль классного руководителя в организации самоуправления классного коллектива.

Роль классного руководителя в организации самоуправления классного коллектива.

Являясь классным руководителем, главной целью своей воспитательной работы определила: помочь ученикам организовать реально действующее самоуправление и научить их в нем работать.

Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию даю первоначальные представления о родном городе, крае, о Родине, знакомлю с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг, гимн».

Приоритетное место отводится формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Деятельность классного руководителя и детей по созданию самоуправления предполагает несколько этапов:

1. Создание организационной структуры ученического самоуправления.

Дети объединились по интересам в «Пятерочки». В каждой пятерочке был санитар, художник, всеобуч, библиотекарь, командир – ответственный за всю группу, регулирующий ее работу. Дети могли меняться поручениями. Каждая пятерочка решает: какое коллективное творческое дело будет выполнять. Если членов группы недостаточно, привлекаются учащиеся из других пятерочек.

2. Организация рейтинговой системы достижений учащихся в классе.

Эта система необходима для того, чтобы все члены пятерочки активно принимали участие в жизнедеятельности классного коллектива, а не одни  и те же. Все результаты фиксируются на специальном стенде.

3. Организация деятельности родителей.

4. Мониторинг с последующей коррекцией.

Диагностика результатов  проводится в разных формах: анкетирование, беседа, наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);

самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

результаты коллективно-творческих дел,

результаты взаимоотношений между членами пятерочки.

  В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

5.Подведение итогов и их анализ.

Так, А. В. Мудрик подчеркивает необходимость развития рефлексии  учащихся, обучения их целеполаганию, так как неумение,  нежелание делать выбор, отказ от выбора приводит к тому,  что человек «становится плывущим по жизни, а плывет он  скорей всего к наркомании, преступности, криминальному поведению самого различного характера». На сегодняшний день важным гражданским качеством, с точки зрения многих ученых, становится способность к самоопределению, благодаря которому возможно разумное существование человека в условиях свободы выбора и ответственности.

В конце учебного года были награждены лучшие пятерочки, самые активные члены групп. Несколько достойных кандидатур  были выдвинуты на награждение на Майской ассамблее в номинациях: «Вдохновение и талант», «Творчество и успех», «Твори добро».

Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.

Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. В своей работе использую следующие формы работы: уроки Мужества, классные часы, экскурсии в музеи, интерактивные занятия, благотворительные акции «Солдаты Отчизны», «Подарок ветерану», часы общения «День пожилого человека», «День Матери», внеклассные мероприятия «Во славу Отечества!», «Любить Урал – жить на Урале», интеллектуально- познавательные конкурсы.

Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др.

За время работы ученического самоуправления были разработаны и написаны исследовательские работы по теме «История моей семьи в истории моей страны», «Любимые места родного города», «Жизнь замечательных людей».

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка.

Практическое осуществление принципов преемственности и непрерывности обучения воспитания, создание комфортных условий для эффективной совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей положены в основу успешного прохождения социализации ребенка, формировании активной гражданской позиции учащихся.

Категория: Воспитание | Добавил: MasterDiabloII (12.03.2017)
Просмотров: 671 | Рейтинг: 5.0/4
Поиск