Роль классного руководителя в организации самоуправления классного коллектива.
Являясь классным руководителем, главной целью своей воспитательной работы определила: помочь ученикам организовать реально действующее самоуправление и научить их в нем работать.
Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию даю первоначальные представления о родном городе, крае, о Родине, знакомлю с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг, гимн».
Приоритетное место отводится формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Деятельность классного руководителя и детей по созданию самоуправления предполагает несколько этапов:
1. Создание организационной структуры ученического самоуправления.
Дети объединились по интересам в «Пятерочки». В каждой пятерочке был санитар, художник, всеобуч, библиотекарь, командир – ответственный за всю группу, регулирующий ее работу. Дети могли меняться поручениями. Каждая пятерочка решает: какое коллективное творческое дело будет выполнять. Если членов группы недостаточно, привлекаются учащиеся из других пятерочек.
2. Организация рейтинговой системы достижений учащихся в классе.
Эта система необходима для того, чтобы все члены пятерочки активно принимали участие в жизнедеятельности классного коллектива, а не одни и те же. Все результаты фиксируются на специальном стенде.
3. Организация деятельности родителей.
4. Мониторинг с последующей коррекцией.
Диагностика результатов проводится в разных формах: анкетирование, беседа, наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
результаты коллективно-творческих дел,
результаты взаимоотношений между членами пятерочки.
В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
5.Подведение итогов и их анализ.
Так, А. В. Мудрик подчеркивает необходимость развития рефлексии учащихся, обучения их целеполаганию, так как неумение, нежелание делать выбор, отказ от выбора приводит к тому, что человек «становится плывущим по жизни, а плывет он скорей всего к наркомании, преступности, криминальному поведению самого различного характера». На сегодняшний день важным гражданским качеством, с точки зрения многих ученых, становится способность к самоопределению, благодаря которому возможно разумное существование человека в условиях свободы выбора и ответственности.
В конце учебного года были награждены лучшие пятерочки, самые активные члены групп. Несколько достойных кандидатур были выдвинуты на награждение на Майской ассамблее в номинациях: «Вдохновение и талант», «Творчество и успех», «Твори добро».
Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.
Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. В своей работе использую следующие формы работы: уроки Мужества, классные часы, экскурсии в музеи, интерактивные занятия, благотворительные акции «Солдаты Отчизны», «Подарок ветерану», часы общения «День пожилого человека», «День Матери», внеклассные мероприятия «Во славу Отечества!», «Любить Урал – жить на Урале», интеллектуально- познавательные конкурсы.
Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др.
За время работы ученического самоуправления были разработаны и написаны исследовательские работы по теме «История моей семьи в истории моей страны», «Любимые места родного города», «Жизнь замечательных людей».
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка.
Практическое осуществление принципов преемственности и непрерывности обучения воспитания, создание комфортных условий для эффективной совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей положены в основу успешного прохождения социализации ребенка, формировании активной гражданской позиции учащихся. |