Персональный сайт
Лютина Ирина Юрьевна
Приветствую Вас Гость | RSS
Основное меню
Категории раздела
Методическая копилка [18]
Мои статьи [14]
Программа: "Здоровье. Здоровый образ жизни" [2]
Педсовет [1]
Эссе - размышление: "Я - учитель". Статья: "Миссия педагога: сеять разумное, доброе, вечное!".
Воспитание [8]
Форма входа
Статистика
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие детской одаренности младших школьников.

Каждый год школа широко распахивает свои двери вновь прибывшим первоклассникам, которые приходят в школу для получения знаний. Но для учителя, помимо знакомства детей с основами наук и умения применять их на практике, встает очень важный и непростой вопрос: Как раскрыть способности каждого ребенка? Как заложить основы для познавательной активности, творческого самовыражения, интеллектуальной культуры? Где найти свободное время и силы для проведения дополнительных занятий, групповых мероприятий?

Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:

1.Создать условия для развития индивидуальных способностей, инициативности, самостоятельности обучающихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.

2. Вовлекать и стимулировать всех участников образовательного процесса в систему урочной, внеурочной и внеклассной деятельности, в работу системы самоуправления, в которой каждый из них был бы наиболее успешным.

3. Использовать современные образовательные технологии для развития ключевых компетенций обучающихся, качества обучения.

4. Координировать усилия всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности обучающихся.

7. Проанализировать, систематизировать, обобщить педагогическую деятельность, сделать выводы.

8. Представить результаты профессиональной деятельности в разных формах педагогического взаимодействия.

9. Дополнить систему работы по оцениванию обучающихся на основе критериального оценивания, учета индивидуальных достижений.

Для системной работы с детьми, раскрытие их потенциальных возможностей, нужно четко понимать, что направления таланта могут быть самые разнообразными. Кто-то себя проявляет и показывает высокие результаты в исследовательской, проектной деятельности, кто-то в литературном или математическом направлении, кто-то удивляет умением конструировать или рисовать. А есть дети, которые могут развиваться и быть одаренными в разных областях. Я понимаю свое назначение, как раскрытие и реализацию разных граней одаренности школьников.

Процесс обучения требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Одной из важнейших задач современной педагогической психологии является обеспечение не только усвоения знаний, но и формирование способов познавательной деятельности как проявление интеллектуальной культуры.

Изучением структуры интеллекта занимались Б.Г. Ананьев и его школа; интеллектуальной активностью Д.Б. Богоявленская; мышление как функционирование интеллектуальных операций, как прогнозирование рассматривается А.В. Брушлинским; проблемные ситуации в мышлении – A.M. Матюшкиным, Т.В. Кудрявцевым; исследованию качественной стороны интеллекта и определению его функций посвящены работы А.А. Брудного.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ.

В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не только отражается в его сознании, но и рождает определенное отношение. Для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они, эти стимулы, должны опираться на потребности самой личности, чтобы стать ее мотивом. Лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значимость, закрепляется и утверждается в мотиве.

Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации достижения наших детей. Необходимо сконцентрироваться на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, а умственное развитие стоит на первом месте в этом возрасте, поэтому нужно изучить мотивационную сферу школьников в процессе обучения, чтобы суметь помочь ребенку правильно развиваться.

          Дополнительные занятия всегда проводятся по-разному. Это может быть занятие-диспут, где идет глубокое осмысление произведения или занятие-игра, где я готовлю задания к разным произведениям («Числовая угадайка» - в текст вставить все пропущенные числа; «Вставь недостающие предметы» и др.). Не всегда дети проявляют желание остаться или дополнительно найти информацию, прочитать, поэтому к мероприятию готовы и принимают участие необходимое количество участников.

В районном конкурсе «Суперчитатель» заочного этапа в 2019 году приняли участие 10 обучающихся класса, 3 из которых заняли 2 и 3 место. Заварзин Иван занял 2 место, Лабко Владислав и Родькин Кирилл – 3 место. В районном конкурсе «Соображалки» по произведениям Николая Носова из 25 команд (из 25 образовательных учреждений) обучающиеся заняла 3 место.

Еще одним важным направлением работы по выявлению и развитию детской интеллектуальной одаренностью является организация проектной и исследовательской деятельности учащихся. В 2015 году в очном туре районного конкурса проектов «Хочу стать Академиком! – 2место занял Сафин Рустам, 3 место – Килеев Владислав. Они приняли участие в городском этапе. В 2018 году Доронина Дарья ученица стала победителем районного этапа и участником городского конкурса проектов «Хочу стать Академиком!». В 2018 году на 11 городской конкурс прикладных, исследовательских и творческих проектов «Я – талант!» было представлено 2 работы: Зыкова Елка в очном испытании защитила проект: «Уникальный дар – зрение», в результате стала победителем городского мероприятия. В 2019 году на районном этапе Конкурса проектов «Хочу стать Академиком!» - Репницкая Дарья  заняла 2 место, 2 ученика стали победителями в различных номинациях.

Таким образом, подготовка и предъявление разнообразных по тематике и видам проектов охватывает всех без исключения обучающихся с 1 по 4 класс, преобразовываясь фактически из деятельности по развитию интеллектуальной одаренности в разновидность учебной деятельности, являясь также инструментом мониторинга развития универсальных учебных действий.

Категория: Мои статьи | Добавил: MasterDiabloII (16.05.2021)
Просмотров: 134 | Рейтинг: 5.0/3
Поиск