ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ МОДЕЛИ АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
По итогам заседания Государственного Совета 23 декабря 2015 г. было дано поручение Президента РФ В. В. Путина: « обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации…».
Компетенция – способность совершения профессиональных действий (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) на основе профессиональных знаний, умений и профессиональных суждений.
Главным нововведением в системе аттестации учителей станет национальный квалификационный тест (НКТ). Он будет обязательным для всех педагогов.
Структура НКТ представляет собой 2 блока вопросов:
1. По предметным знаниям (70% вопросов)
- Оцениваются углубленные академические знания по профильному предмету
- Практическое понимание и применение предметных знаний
- Устойчивость академических знаний
2. По методике преподавания и психологии (30% вопросов)
- Оценка общих академических знаний по базовым дисциплинам
Национальное тестирование – это первый и самый главный этап аттестации. После прохождения этого теста педагог допускается ко второму этапу аттестации. В случае если сотрудник не набрал проходные баллы, он должен пройти повторное тестирование.
В противном случае он не будет допущен ко второму этапу аттестации.
Министерство Просвещения разработало единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Согласно этим материалам, требования к аттестации, система оценки и формат проверки знаний педагогов станут едиными для всех регионов.
ЕФОМ различаются в соответствии с уровнем квалификации учителя и предлагают оценить: предметные, методические, психолого-педагогические, коммуникативные компетенции.
Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативных компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя: план (конспект) урока, видеоурок с указанными в ней видеофрагментами, иллюстрирующие проверяемые компетенции. Кроме этого, нужно представить образцы самостоятельной работы обучающихся (с оцениванием этих работ учителем), рефлексивный самоотчет.
Фрагмент матрицы оценки видеозаписи урока
Критерии оценки
|
Наблюдаемые (видимые)проявления критерия
на уроке (одно или несколько)
|
Обоснованность выбора темы/цели урока в контексте учебной темы
|
В речи учителя должны быть показаны взаимосвязь целей данного урока с другими уроками данной темы
|
Создание условий для осознания
(понимания, принятия) учащимися темы/цели урока
|
Цель (задачи) урока объяснена учителем, а не просто озвучена.
Учитель использовал конкретные методы и приемы по мотивированию потребности учащихся в изучении проблемы данного конкретного проводимого урока.
Учитель подвел учеников к примерной формулировке темы урока совокупностью методов активизации познавательной деятельности.
|
Владение содержанием преподаваемого предмета
|
Учитель не допускает предметных ошибок или допускает, но исправляет в ходе урока, используя корректные методические приемы (2 балла)
Учитель сам не допускает предметные ошибки, но не исправляет предметные ошибки учеников (1 балл).
Учитель допустил предметную ошибку и не исправил в течении урока (0 баллов).
|
Обоснованность отбора учебного материала, ориентированных на освоение содержания урока
|
Представленность учебных материалов, ориентированных на освоение содержания урока, отражение в речи учителя и/или в учебно-методических материалах различных видов информации, необходимой для освоения учащимися (информация о предмете, способы деятельности с предметным содержанием, рефлексия освоенного содержания, ценностный аспект содержания, оценка представленного содержания).
Оценка данного критерия в некоторых случаях может быть затруднена тем, что учебные материалы (раздаточные материалы и способы их графической переработки учащимися) эксперту не видны, выводы эксперт делает, исходя из речи учителя и ответов учащихся.
|
Соответствие используемых методов/технологий обучения задаче достижения образовательных результатов урока
|
Учитель использует разнообразные методы обучения, учитывающие особенности предметного содержания и особенности учащихся (Например, возрастные особенности, разный темп работы на уроке, разный уровень предметной подготовленности учащихся и т.п.), способствующие достижению индивидуальных образовательных результатов.
|
Сформированность компетенций в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.
Приведу пример предложенной педагогической задачи.
Задача 1.
В кабинете, где вы работаете, имеется необходимое оборудование в соответствии с ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (например, в 5 и 10, по степени подготовленности класса, по гендерному признаку и т.д.)? Чем будут отличаться данные уроки? Отразите свое профессиональное мнение в методическом решении (жанр решения выберите на свое усмотрение).
-
- Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст (условие, при котором задача может быть решена) определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).
- Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений
- Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.
На выполнение этих заданий дается 7-10 дней.
Кроме этого, при прохождении аттестации будут учитываться образовательные результаты обучающихся, справка работодателя по предложенной форме, индивидуальные профессиональные достижения учителя.
9 ноября 2018 года в Министерстве просвещения Российской Федерации состоялась Всероссийская конференция «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей». Участниками конференции стали 350 человек из 73 субъектов Российской Федерации: представители Общероссийского Профсоюза образования, Рособрнадзора, руководители региональных органов управления образованием и институтов повышения квалификации, ректоры вузов, директора школ и педагоги. В мероприятии приняла участие Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева, которая сказала, что « Проблема с оценкой учёта мнения выпускников, это вопрос очень спорный. На сегодняшний день ясно, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Также наибольшее количество вопросов, совершенно справедливо, вызывали видеоурок или видеофрагмент урока, и не столько по причине трудности съёмки, сколько по причине требования согласия родителей или законных представителей на видеосъёмку. Мы пришли к выводу, что использование этого формата нецелесообразно». Совершенно очевидно, что урок можно будет представить экспертной комиссии в «живой» форме, назначив точную дату и время открытого мероприятия.
В системе учительских должностей предполагаются изменения:
Ведущий учитель – наставник в работе со студентами, молодыми специалистами, педагогами. Основные трудовые функции: проведение уроков, внеклассных мероприятий, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями остается неизменной.
Старший учитель – методист, который разрабатывает, создает образовательные программы с учетом требований ФГОС, в том числе, индивидуальные программы для обучающихся с ОВЗ.
Учитель – выполняет свои профессиональные функции.
На конференции серьезно обсуждался вопрос о прохождении упрощенной системы аттестации для части педагогических работников, которые:
- имеют государственные награды и звания, ведомственные награды федерального уровня, победы в конкурсах профессионального мастерства на федеральных этапах;
- имеют высшую или первую квалификационную категорию при достижении стажа педагогической деятельности не менее 30 лет;
- являются экспертами на ОГЭ, ЕГЭ, предметных олимпиадах регионального и федерального уровней.
Опыт экспертной деятельности положительно влияет на качество профессиональной деятельности. Учитель может правильно выстроить траекторию урока с учетом предложенных критериев (таблица), а также дополнительно получить опыт реализации мероприятия под другим углом зрения. Я являюсь экспертом краудсордингового проекта: «5 октября. Урок в школе» корпорации «Российский учебник» и полученный опыт работы поможет мне спокойно и комфортно пройти все этапы новой модели аттестации. |