Персональный сайт
Лютина Ирина Юрьевна
Приветствую Вас Гость | RSS
Основное меню
Категории раздела
Методическая копилка [18]
Мои статьи [14]
Программа: "Здоровье. Здоровый образ жизни" [2]
Педсовет [1]
Эссе - размышление: "Я - учитель". Статья: "Миссия педагога: сеять разумное, доброе, вечное!".
Воспитание [8]
Форма входа
Статистика
Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности новой модели аттестации учителей

ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ МОДЕЛИ АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

По итогам заседания Государственного Совета 23 декабря 2015 г. было дано поручение Президента РФ В. В. Путина: « обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации…».

Компетенция – способность совершения профессиональных действий (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) на основе профессиональных знаний, умений и профессиональных суждений.

Главным нововведением в системе аттестации учителей станет национальный квалификационный тест (НКТ). Он будет обязательным для всех педагогов.
Структура НКТ представляет собой 2 блока вопросов:
1. По предметным знаниям (70% вопросов)

  • Оцениваются углубленные академические знания по профильному предмету
  • Практическое понимание и применение предметных знаний
  • Устойчивость академических знаний
    2. По методике преподавания и психологии (30% вопросов)
  • Оценка общих академических знаний по базовым дисциплинам

Национальное тестирование – это первый и самый главный этап аттестации. После прохождения этого теста педагог допускается ко второму этапу аттестации. В случае если сотрудник не набрал проходные баллы, он должен пройти повторное тестирование.
В противном случае он не будет допущен ко второму этапу аттестации.

Министерство Просвещения разработало единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Согласно этим материалам, требования к аттестации, система оценки и формат проверки знаний педагогов станут едиными для всех регионов.

ЕФОМ различаются в соответствии с уровнем квалификации учителя и предлагают оценить: предметные, методические, психолого-педагогические, коммуникативные компетенции.

Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативных компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя: план (конспект) урока, видеоурок с указанными в ней видеофрагментами, иллюстрирующие проверяемые компетенции. Кроме этого, нужно представить образцы самостоятельной работы обучающихся (с оцениванием этих работ учителем), рефлексивный самоотчет.

Фрагмент матрицы оценки видеозаписи урока

Критерии оценки

Наблюдаемые (видимые)проявления критерия

на уроке (одно или несколько)

Обоснованность выбора темы/цели урока в контексте учебной темы

В речи учителя должны быть показаны взаимосвязь целей данного урока с другими уроками данной темы

Создание условий для осознания

(понимания, принятия) учащимися темы/цели урока

Цель (задачи) урока объяснена учителем, а не просто озвучена.

Учитель использовал конкретные методы и приемы по мотивированию потребности учащихся в изучении проблемы данного конкретного проводимого урока.

Учитель подвел учеников к примерной формулировке темы урока совокупностью методов активизации познавательной деятельности.

Владение содержанием преподаваемого предмета

Учитель не допускает предметных ошибок или допускает, но исправляет в ходе урока, используя корректные методические приемы (2 балла)

Учитель сам не допускает предметные ошибки, но не исправляет предметные ошибки учеников (1 балл).

Учитель допустил предметную ошибку и не исправил в течении урока (0 баллов).

Обоснованность отбора учебного материала, ориентированных на освоение содержания урока

Представленность учебных материалов, ориентированных на освоение содержания урока, отражение в речи учителя и/или в учебно-методических материалах различных видов информации, необходимой для освоения учащимися (информация о предмете, способы деятельности с предметным содержанием, рефлексия освоенного содержания, ценностный аспект содержания, оценка представленного содержания).

Оценка данного критерия в некоторых случаях может быть затруднена тем, что учебные материалы (раздаточные материалы и способы их графической переработки учащимися) эксперту не видны, выводы эксперт делает, исходя из речи учителя и ответов учащихся.

Соответствие используемых методов/технологий обучения задаче достижения образовательных результатов урока

Учитель использует разнообразные методы обучения, учитывающие особенности предметного содержания и особенности учащихся (Например, возрастные особенности, разный темп работы на уроке, разный уровень предметной подготовленности учащихся и т.п.), способствующие достижению индивидуальных образовательных результатов.

Сформированность компетенций в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.

Приведу пример предложенной педагогической задачи.

Задача 1.

В кабинете, где вы работаете, имеется необходимое оборудование в соответствии с ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (например, в 5 и 10, по степени подготовленности класса, по гендерному признаку и т.д.)? Чем будут отличаться данные уроки? Отразите свое профессиональное мнение в методическом решении (жанр решения выберите на свое усмотрение).

    1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст (условие, при котором задача может быть решена) определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).
    2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений
    3. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

На выполнение этих заданий дается 7-10 дней.

Кроме этого, при прохождении аттестации будут учитываться образовательные результаты обучающихся, справка работодателя по предложенной форме, индивидуальные профессиональные достижения учителя.

9 ноября 2018 года в Министерстве просвещения Российской Федерации состоялась Всероссийская конференция «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей». Участниками конференции стали 350 человек из 73 субъектов Российской Федерации: представители Общероссийского Профсоюза образования, Рособрнадзора, руководители региональных органов управления образованием и институтов повышения квалификации, ректоры вузов, директора школ и педагоги. В мероприятии приняла участие Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева, которая сказала, что « Проблема с оценкой учёта мнения выпускников, это вопрос очень спорный. На сегодняшний день ясно, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Также наибольшее количество вопросов, совершенно справедливо, вызывали видеоурок или видеофрагмент урока, и не столько по причине трудности съёмки, сколько по причине требования согласия родителей или законных представителей на видеосъёмку. Мы пришли к выводу, что использование этого формата нецелесообразно». Совершенно очевидно, что урок можно будет представить экспертной комиссии в «живой» форме, назначив точную дату и время открытого мероприятия.

В системе учительских должностей предполагаются изменения:

Ведущий учитель – наставник в работе со студентами, молодыми специалистами, педагогами. Основные трудовые функции: проведение уроков, внеклассных мероприятий, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями остается неизменной.

Старший учитель – методист, который разрабатывает, создает образовательные программы с учетом требований ФГОС, в том числе, индивидуальные программы для обучающихся с ОВЗ.

Учитель – выполняет свои профессиональные функции.

На конференции серьезно обсуждался вопрос о прохождении упрощенной системы аттестации для части педагогических работников, которые:

  • имеют государственные награды и звания, ведомственные награды федерального уровня, победы в конкурсах профессионального мастерства на федеральных этапах;
  • имеют высшую или первую квалификационную категорию при достижении стажа педагогической деятельности не менее 30 лет;
  • являются экспертами на ОГЭ, ЕГЭ, предметных олимпиадах регионального и федерального уровней.

Опыт экспертной деятельности положительно влияет на качество профессиональной деятельности. Учитель может правильно выстроить траекторию урока с учетом предложенных критериев (таблица), а также дополнительно получить опыт реализации мероприятия под другим углом зрения. Я являюсь экспертом краудсордингового проекта: «5 октября. Урок в школе» корпорации «Российский учебник» и полученный опыт работы поможет мне спокойно и комфортно пройти все этапы новой модели аттестации.

Категория: Мои статьи | Добавил: MasterDiabloII (04.05.2019)
Просмотров: 256 | Рейтинг: 5.0/4
Поиск