Персональный сайт
Лютина Ирина Юрьевна
Приветствую Вас Гость | RSS
Основное меню
Категории раздела
Методическая копилка [18]
Мои статьи [14]
Программа: "Здоровье. Здоровый образ жизни" [2]
Педсовет [1]
Эссе - размышление: "Я - учитель". Статья: "Миссия педагога: сеять разумное, доброе, вечное!".
Воспитание [8]
Форма входа
Статистика
Главная » Статьи » Мои статьи

Формы и методы организации исследовательской и проектировочной деятельности на уроках и во внеклассной работе в 1 классе: опыт и проблемы
 Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. Стандарт второго поколения  перестает быть «обязательным минимумом», становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие жизненного выбора.

На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности; наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личные качества; основы гражданской идентичности.

Но как реально сделать школьников активным и сознательными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании.

Хочется поделиться некоторыми способами работы, посредством которых удается организовать исследовательскую и проектировочную деятельность на уроках и во внеклассной работе в 1-м классе.

Каждый урок строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности, то есть все этапы урока должны отвечать поставленной цели и вытекать последующие из предыдущих.

На начальном этапе необходимо сразу задать высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность. В этом помогает прием: «создание проблемной ситуации». Это может быть проблемная ситуация, связанная с противоречием мнений разных людей – исследователей, ученых, самих учеников, проблемная ситуация, связанная с противоречием между житейским представлением и научным фактом, проблемная ситуация, связанная с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, подводящий к теме диалог.

Например:

- Какое сейчас время года?

- Зима.

- Зима, а снега нет. По каким еще признакам можно определить, что сейчас зима? По каким признакам можно отличить одно время года от другого? А какой признак является главным?

Формулирование суждений и последующий поиск доказательств могут воплотиться в мини-проекты учащихся.

Иногда тема урока изначально знакома и интересна ученикам, и тогда учитель может спросить, что учащимся уже известно по данной теме и на какие вопросы они хотели бы получить ответ на этом уроке. Таким образом, ученики сами ставят задачу урока.

Поиск ответа на поставленные самими учащимися вопросы лежит в основе организации исследовательской деятельности с использованием различных методов исследования (наблюдение, интервью, работа с источниками и др.). В соответствии с новыми требованиями стандарта в моей практике увеличивается доля таких уроков, как урок-исследование – форма обучения школьников на основе организации исследования того или иного предмета или явления.

Для организации исследовательской и проектировочной деятельности наиболее эффективно использовать групповые формы работы, так как детям интереснее и психологически безопаснее вместе осуществлять исследование нового, неизвестного, при этом возрастает уровень осмысления и усвоения материала , активизируется познавательная деятельность школьника, развивается культура общения.

Часто на уроке я предлагаю ситуацию выбора: при выполнении работы ученик выбирает задания и их количество. Например, на листе бумаги написаны задания по одной и той же теме на выбор: «реши примеры», «дорисуй фигуру», «вставь недостающее число».

Очень нравится ребятам быть в роли исследователя и во внеурочной деятельности, во взаимодействии с родителями в поиске и представлении ответов на познавательные вопросы.

В позиции исследователя ребенок может быть уже с первого класса. При такой деятельности создаются условия для приобретения опыта самостоятельной деятельности, опыта достижения цели, которые ориентируют детей на развитие самостоятельной деятельности.

Надеюсь, что опыт моей работы поможет другим педагогам в организации учебного процесса по новым образовательным стандартам.

Категория: Мои статьи | Добавил: MasterDiabloII (04.12.2012)
Просмотров: 2052 | Рейтинг: 5.0/3
Поиск