Персональный сайт
Лютина Ирина Юрьевна
Приветствую Вас Гость | RSS
Основное меню
Категории раздела
Методическая копилка [18]
Мои статьи [14]
Программа: "Здоровье. Здоровый образ жизни" [2]
Педсовет [1]
Эссе - размышление: "Я - учитель". Статья: "Миссия педагога: сеять разумное, доброе, вечное!".
Воспитание [8]
Форма входа
Статистика
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование социально значимых качеств личности

Формирование социально значимых качеств личности в школе как условие успешной социализации ребенка

Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе овладения новыми видами деятельности, социальными нормами и ценностями.

В условиях решения стратегических задач развития России важнейшими качествами личности становится инициативность, нацеленность на результат, умение сплоченно работать, способность находить нестандартные решения задач и проблем, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию. Овладение социальными ценностями – умение проявлять нравственное, патриотическое, толерантное отношение в коллективе, в незнакомом обществе. Средством достижения результатов служат учебный материал и задания учебника.

Хочу поделиться опытом педагогической деятельности по формированию социально значимых качеств личности младшего школьника в учебном и внеурочном режиме работы.

На уроке математики предлагается решить задачу о учениках, которые «в сентябре собрали 198 кг макулатуры, в октябре – столько же, а в ноябре – на   90 кг меньше. Сколько кг макулатуры собрали ученики класса за 3 месяца?»

Рассматривается ряд вопросов на осмысление происходящего с опорой на жизненный опыт детей.

- Как называется акция сбора макулатуры в нашей школе? («Сбереги» лес)

- Каким образом дети помогают сберечь лес? (Из вторсырья изготавливают обложки для тетрадей, учебников; картон)

- Почему дети каждый месяц сдавали по 198 кг, а в ноябре сдали меньше? В чем причина? Можно ли одобрить такое отношение к природе? Почему?

- Как вы относитесь к акции по сбережению леса? Насколько активно вы принимаете в ней участие?

- Какими способами можно найти бумагу, если её нет дома? (Попросить у соседей, попросить маму привезти с работы, зайти в павильон и попросить ненужные коробки из-под продуктов питания)

После решения задачи ставится обобщающий вопрос:

- Если у нас возможность узнать о количестве собранной макулатуры классом за 3 месяца? Каким образом? (В классном уголке после каждого сбора макулатуры дежурные класса фиксируют количество принесенных кг)

- У кого есть желание узнать о участии нашего класса в сборе макулатуры? С какой целью мы будем делать? (Узнать количество спасенных деревьев; сравнить наш вклад с вкладом детей в приведенном примере; можно составить задачу с новыми данными и её решить)

Таким образом, происходит формирование нравственной, экологической, патриотической культуры ребенка и создание условий для системно-деятельностного подхода в овладении знаниями.

На родительском собрании я тоже прошу родителей ответить мне на ряд вопросов:

- Как Вы относитесь к тому, что ваш ребенок собирает макулатуру? Оказываете ли Вы ему помощь в сборе и доставке бумаги до школы?

- Сколько нужно макулатуры, чтобы сберечь 1 березку, 1 ёлочку? Куда расходуются вырученные школой деньги?

- На уроке русского языка предлагается прочитать текст:

В библиотеке.

У нас дома много книг. В одном шкафу стоят папины книги о природных заповедниках. В другом шкафу – мамины книги про театр и артистов. Еще у нас много игрушек и дисков с музыкой. А я люблю сказки. У меня их целая полка!

Задания к тексту. Вспомните признаки текста. Какие ошибки допущены? Запиши исправленный текст.

- Как называется рассказ? Что такое библиотека? Мы прочитали о библиотеке? Какое слово можно добавить к названию, чтобы оно получилось более точное? (Домашняя библиотека. Семейная библиотека)

- Какие книги читают ваши родители? Как вы относитесь к чтению книг? Много ли книг в вашем доме? Почему? Нужно ли ухаживать за книгами? Как?

- Есть ли в нашей школе библиотека? Кто из вас является постоянным читателем? Как зовут нашего библиотекаря? Какие вы выбираете книги для чтения? Хочется ли вам поделиться своими впечатлениями о прочитанных книгах? Как это сделать? Какое мероприятие вы предлагаете провести во внеурочное время? Кого мы пригласим на наш праздник? Чем родители нам могут помочь? (Украсить класс, провести конкурсы)

- Только ли для этого нам нужны родители? (Мы их любим и хочется, чтобы они услышали, какие книги нам нравятся читать)

- Я всегда вам говорю, что «день прошел не зря, если сделано, хотя бы одно доброе, полезное дело». Какое доброе дело можете сделать вы в школьной библиотеке? (Помочь Марине Михайловне подклеить книги, помыть полки)

- А что вам нужно для этого? Предлагаю договориться о времени прихода для оказания помощи. Желающие дети могут подойти в назначенное время.

Такие способы взаимодействия формируют у учащихся навыки совместной деятельности, ответственное отношение к окружающему миру, позволяют проявить заботу и внимание к другим людям, к обыденным вещам.

Для организации встречи детей с ценностным миром нравственности, толерантности, этикета своим и других людей, развития ценностных представлений я широко использую образовательные технологии, создаю специальные ситуации «концентрированного» проживания таких ситуаций. Например:

1ситуация: «Чтобы побыстрее выйти из автобуса, ты подталкиваешь своего приятеля. А другие пассажиры возмущаются. Почему?»

2ситуация: «На улице зима, скользко. Шли два мальчика, один поскользнулся и упал, второй захохотал и пошёл дальше. А ты также бы поступил?»

Учащиеся анализируют ситуации, выражают свое отношение к происходящему, сравнивают свое отношение с отношением других ребят.

Практическое осуществление принципов преемственности и непрерывности обучения воспитания, создание комфортных условий для эффективной совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей положены в основу успешного прохождения социализации ребенка, формировании активной гражданской позиции учащихся. 

Категория: Мои статьи | Добавил: MasterDiabloII (17.03.2013)
Просмотров: 3829 | Рейтинг: 5.0/2
Поиск