Формирование социально значимых качеств
личности в школе как условие успешной социализации ребенка
Социализация
– развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе
овладения новыми видами деятельности, социальными нормами и ценностями.
В
условиях решения стратегических задач развития России важнейшими качествами
личности становится инициативность, нацеленность на результат, умение сплоченно
работать, способность находить нестандартные решения задач и проблем,
готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию. Овладение социальными
ценностями – умение проявлять нравственное, патриотическое, толерантное
отношение в коллективе, в незнакомом обществе. Средством достижения результатов
служат учебный материал и задания учебника.
Хочу
поделиться опытом педагогической деятельности по формированию социально
значимых качеств личности младшего школьника в учебном и внеурочном режиме
работы.
На
уроке математики предлагается решить задачу о учениках, которые «в сентябре
собрали 198 кг макулатуры, в октябре – столько же, а в ноябре – на 90 кг меньше. Сколько кг макулатуры собрали
ученики класса за 3 месяца?»
Рассматривается
ряд вопросов на осмысление происходящего с опорой на жизненный опыт детей.
-
Как называется акция сбора макулатуры в нашей школе? («Сбереги» лес)
-
Каким образом дети помогают сберечь лес? (Из вторсырья изготавливают обложки
для тетрадей, учебников; картон)
-
Почему дети каждый месяц сдавали по 198 кг, а в ноябре сдали меньше? В чем
причина? Можно ли одобрить такое отношение к природе? Почему?
-
Как вы относитесь к акции по сбережению леса? Насколько активно вы принимаете в
ней участие?
-
Какими способами можно найти бумагу, если её нет дома? (Попросить у соседей,
попросить маму привезти с работы, зайти в павильон и попросить ненужные коробки
из-под продуктов питания)
После
решения задачи ставится обобщающий вопрос:
-
Если у нас возможность узнать о количестве собранной макулатуры классом за 3
месяца? Каким образом? (В классном уголке после каждого сбора макулатуры
дежурные класса фиксируют количество принесенных кг)
-
У кого есть желание узнать о участии нашего класса в сборе макулатуры? С какой
целью мы будем делать? (Узнать количество спасенных деревьев; сравнить наш
вклад с вкладом детей в приведенном примере; можно составить задачу с новыми
данными и её решить)
Таким
образом, происходит формирование нравственной, экологической, патриотической
культуры ребенка и создание условий для системно-деятельностного подхода в
овладении знаниями.
На
родительском собрании я тоже прошу родителей ответить мне на ряд вопросов:
-
Как Вы относитесь к тому, что ваш ребенок собирает макулатуру? Оказываете ли Вы
ему помощь в сборе и доставке бумаги до школы?
-
Сколько нужно макулатуры, чтобы сберечь 1 березку, 1 ёлочку? Куда расходуются
вырученные школой деньги?
-
На уроке русского языка предлагается прочитать текст:
В библиотеке.
У нас дома много книг. В одном шкафу стоят папины
книги о природных заповедниках. В другом шкафу – мамины книги про театр и
артистов. Еще у нас много игрушек и дисков с музыкой. А я люблю сказки. У меня
их целая полка!
Задания
к тексту. Вспомните признаки текста. Какие ошибки допущены? Запиши исправленный
текст.
-
Как называется рассказ? Что такое библиотека? Мы прочитали о библиотеке? Какое
слово можно добавить к названию, чтобы оно получилось более точное? (Домашняя
библиотека. Семейная библиотека)
-
Какие книги читают ваши родители? Как вы относитесь к чтению книг? Много ли
книг в вашем доме? Почему? Нужно ли ухаживать за книгами? Как?
-
Есть ли в нашей школе библиотека? Кто из вас является постоянным читателем? Как
зовут нашего библиотекаря? Какие вы выбираете книги для чтения? Хочется ли вам
поделиться своими впечатлениями о прочитанных книгах? Как это сделать? Какое
мероприятие вы предлагаете провести во внеурочное время? Кого мы пригласим на
наш праздник? Чем родители нам могут помочь? (Украсить класс, провести
конкурсы)
-
Только ли для этого нам нужны родители? (Мы их любим и хочется, чтобы они
услышали, какие книги нам нравятся читать)
-
Я всегда вам говорю, что «день прошел не зря, если сделано, хотя бы одно
доброе, полезное дело». Какое доброе дело можете сделать вы в школьной
библиотеке? (Помочь Марине Михайловне подклеить книги, помыть полки)
- А
что вам нужно для этого? Предлагаю договориться о времени прихода для оказания
помощи. Желающие дети могут подойти в назначенное время.
Такие
способы взаимодействия формируют у учащихся навыки совместной деятельности,
ответственное отношение к окружающему миру, позволяют проявить заботу и
внимание к другим людям, к обыденным вещам.
Для
организации встречи детей с ценностным миром нравственности, толерантности,
этикета своим и других людей, развития ценностных представлений я широко
использую образовательные технологии, создаю специальные ситуации
«концентрированного» проживания таких ситуаций. Например:
1ситуация: «Чтобы побыстрее выйти из автобуса, ты подталкиваешь
своего приятеля. А другие пассажиры возмущаются. Почему?»
2ситуация: «На улице зима, скользко.
Шли два мальчика, один поскользнулся и упал, второй захохотал и пошёл дальше. А
ты также бы поступил?»
Учащиеся
анализируют ситуации, выражают свое отношение к происходящему, сравнивают свое
отношение с отношением других ребят.
Практическое
осуществление принципов преемственности и непрерывности обучения воспитания,
создание комфортных условий для эффективной совместной деятельности педагогов,
учащихся и их родителей положены в основу успешного прохождения социализации
ребенка, формировании активной гражданской позиции учащихся. |