Использование диагностических программ в работе
классного руководителя.
Изучение личности школьников
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе связано с изучением личности школьника, распознаванием норм и отклонений в его развитии, определением степени его воспитанности и осмыслением наблюдаемых явлений с целью выработки обоснованного и конкретизированного плана педагогической деятельности.
Одним из условий повышения эффективности процесса воспитания является изучение и оценка его результативности, управление развитием школьника. Это понимается как призывы «дойти до личности каждого школьника», осуществлять личностный подход к школьникам в учебно-воспитательном процессе.
1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психического развития каждого ученика.
2. Оценка результатов диагностики ученика производится путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии.
3. Исследование должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения.
4. Диагностика должна выявлять не только наличный уровень развития особенности, а проводиться с учетом возможной «зоны ближайшего развития».
5. Оно всегда должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи.
6. Педагогический оптимизм.
7. Изучение индивидуальных особенностей должно идти с учетом возрастных особенностей.
8. Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
9. Диагностика должна охватывать всех учащихся и проводиться систематически.
Это основные требования к изучению личности учащихся и коллективов.
Для изучения личности учащихся и коллективов используются методы исследования.
А) Наблюдение – универсальный метод, используется в разнообразных ситуациях. Метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности, поведении учащегося. Основной метод в педагогической практике. Анализ внешнего проявления поступка, анализ поведения в естественных условиях.
Б) Анкетирование – получение психологической информации с помощью вопросов (массовость обследования, большая скорость сбора .. информации).
В) Беседа – метод установления в ходе общения психических особенностей учащихся, получение информации с помощью вопросов. В беседе могут быть выявлены особенности характера, мотивы поведения, факты биографии и отношение к ним, оценка сторон жизни. Необходимо использовать косвенные вопросы.
Г) Анализ продуктов деятельности. Сочинение (литературные способности, словарный__запас, образное мышление). Контрольная работа по математике, рисованию. Чертежи, поделки (индивидуaльно-психологические особенности и способности, уровень развития мышления, знаний, навыков).
Самооценка
Самооценка – одна из разновидностей оценочных способностей.
Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, сложен. Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность проходит период становления, его оценочные способности только формируются.
Самооценка определяет поведение учащихся – это начало становления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности. Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ученик не реагирует на замечания.
Ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых трудно избавиться. Главная задача – путем педагогических воздействий помочь ученику самому убедиться в их существовании.
Развитие личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка развивается в течение всей жизни.
Самооценка связана с самосознанием, самоконтролем. Значение самооценки велико; чем старше учащийся, тем больше ориентируется на мнение окружающих, и все меньше – на свое собственное. Правильная самооценка важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителями, родителями, товарищами. Завышенная самооценка ведет к конфликтам, трудноразрешимым межличностным противоречиям.
Самооценка проявляется в самохарактеристике. В ней можно проследить восприятие своих положительных и отрицательных качеств. На основе того, как характеризует себя человек, можно судить о многих сторонах личности. |